Дагестан
Туристический сайт
Найди свой лучший отпуск
obohtour.ru
Дагестан
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Р. Гамзатов
Туристический Дагестан.
Дагестан в этом году вошел в десятку посещаемых мест по России. На сегодняшний день много далается для улучшения туризма в Дагестане. Районы Южного Дагестана в январе этого года в Табасаранском районе организовали встречу с представителями тур индустрии, туроператоров, гидов, гидов – переводчиков и отельеров, в Дагестане. На собрании присутствовал глава администрации район. Были подняты все проблемные вопросы. В сентябре прошлого аналогичная встреча была организована в Сулейман Стальском районе.
Это уникальная республика, где на относительно маленькой территории в 50.3 тысячи кв. км. проживают 102 коренных этноса и более 80 не коренных. Самая крупная республика на Северном Кавказе, где в добрососедстве проживают все конфессии мира. Образована 20 января 1921 года как автономная республика в составе РСФСР. Столица республики — город Махачкала.
Название «Дагестан» известно с XVII века и означает «горная страна» (от тюркского даг «гора», персидского стан «страна, земля»). В Дагестане протекает 6255 рек, наиболее крупными из которых являются Терек, Сулак, Самур, Рубас с притоками. Горы занимают площадь 25,5 тыс. км², а средняя высота всей территории Дагестана равна 960 м. Высшая точка — Базардюзю (4466 м).
Дагестан подразделён на три почвенно-климатические зоны:
- горная — выше 850 (1000) м (площадь — 2,12 млн га, или 39,9 % территории),
- предгорная — от 150 (200) до 850 (1000) м (площадь — 0,84 млн га, или 16 % территории),
- равнинная — от −28 до 150 (200) м (2,35 млн га, или 43,3 % территории).
Дагестан имеет самое многочисленное мусульманское население среди всех субъектов Российской Федерации. Около 96 процентов населения республики являются мусульманами (2,9 млн чел.). Городов 10 и 42 района.
Традиции Дагестана
Судьба… Слово, к которому мы частенько прибегаем в житейской философии…Списывая на неё свои ошибки, неудачи, потери… Пытаемся определить какие-то узловые точки нашей жизни, с которых начались перемены: долгожданные или совсем не желательные, счастливые или драматические…
Традиции… То, чем жив и силён народ… Что впитывается с молоком матери и поддерживается многовековым жизненным укладом общества, семьи… Что определяет нашу жизнь на годы и десятилетия вперед… Что позволяет видеть перед внутренним взором нравственные ориентиры, черпать в них духовную силу…
Одной из множества традиций, значимых в нашей жизни, является свадебная традиция. В Дагестане – самом многонациональном регионе России – свадебные традиции сложились много веков назад, под влиянием тяжелой и трудной жизни в горах, у моря, на равнине и в степях…
У нас не около четырёх десятков (по количеству народностей, проживающих в Стране гор), а много-много больше! Пожалуй, сколько аулов – столько и свадебных традиций, и их изучением с интересом занимались ученые-этнографы, начиная с XIX века. Материалы, использованные в данном очерке, были взяты из ряда источников, в числе которых – трехтомный сборник «Кавказские горцы», монография А.Г. Булатовой, а также из бесед со знакомыми.
Ритуалы сватовства
Ритуалы сватовства и свадьбы определялись адатами (традиционные нормы права в горах), шариатом (исламское право) и обычаями каждого аула. Согласно адатам, решение о замужестве принимает не сама женщина, а её родственники по мужской линии (отец, дядя) или (если девушка – сирота) кадий (судья), либо дибир (мулла) аула.
Весьма распространённым был обычай сговаривать детей вскоре после рождения; при этом отец мальчика давал в виде залога какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние уже считались с этого времени женихом и невестой. После сватовства жених и его родственники могли делать невесте подарки, которые после заключения брака или в случае отказа со стороны жениха, становились её собственностью. В случае отказа со стороны невесты подарки следовало возвращать в двойном размере!
Качество и ценность подарков
шариатом, адатами не определялись, это зависело от состоятельности семьи жениха, но в числе подарков обязательно должно было быть кольцо. Обычно дарили и платки, отрезы материи.
Сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты согласны, то произносят «ин ша Аллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае – сразу отказывают.
Калым
представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа. У ахвахцев калым не выплачивался. Калым могли также требовать в деньгах или в виде домашнего скота. В селении Чох (тоже аварское селение, как и Ахвах), также не принято было платить калым, ни раньше, ни сейчас.
Кебин-хак
– это обеспечение, которое жених дает невесте на случай развода с ней или своей смерти. Кебин-хак обычно не отдавался невесте или её родственникам, а только вносился в брачное условие (брачный контракт) и взыскивался с мужа, когда он давал жене развод, или после его смерти. Величина этой выплаты зависела от состояния, связей невесты и её родственников, но при этом невеста должна была получить не меньше того, что получила её мать, выходя замуж за её отца.
Имам Шамиль, видевший в браке залог благосостояния горцев, всеми мерами старался облегчить заключение брака, поэтому старался уменьшить кебин. Так в селениях Гимра, Харакуни и других, где потеря мужчин, попавших в плен или убитых при набегах, была велика, величина кебина составляла от 25 копеек до 1 рубля.
Продажи дочерей в замужество в северном Дагестане не было. В южном Дагестане (в Самурском и Кюринском округах) и в части Табасарана родные невесты, при изъявлении согласия на брак, выговаривали от жениха условленную сумму в свою пользу. У кюринцев и табасаранцев даже существовала оценка для девиц, вдов и разведённых: вдовы и разведённые ценились вдове дешевле девиц. В Самурском и Кюринском округах бралась также особая сумма за торжественный привоз невесты («дорожные деньги»)
Большинство обрядов в церемонии вступления в брак были не только связаны с религиозными предписаниями адатов, но и имели магический смысл, должны были уберечь от сглаза, порчи, колдовства, от шайтанов; имели символическое значение, связанное с будущим потомством, достатком в доме молодых.
Особый смысл придавался свадебному костюму невесты.
Женский свадебный костюм – одно из ярких проявлений культуры народов Дагестана. Традиция нашивания различных серебряных элементов на одежду восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической силе металла. При этом золото считалось металлом с негативной энергетикой и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения, поэтому в свадебном наряде использовались преимущественно серебряные украшения. К примеру, свадебный наряд ругуджинской невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц». Они крепились на колечках к туникообразному платью «горде», по 2-3 спереди, а иногда и на спине. Ругуджинка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра. Главная функция серебряных украшений – защитить, скрыть от сглаза злых духов. Эта традиция прослеживается в женском костюме и у других горских народов, в частности, у лакцев, даргинцев.
В селении Гергебиль невесты надевали свадебное головное украшение, которое называлось «таял», состоявшее из треугольной чуть изогнутой пластины и присоединенных к ней цепочек с мелкими подвесками из серебряных монет. Пластина была украшена растительным орнаментом с розеткой в центре. Надевалось украшение только на свадьбу и, спустя определенный период (по сговору с семьей жениха – через 3 дня, 40 дней или до рождения первого ребенка), пряталось в сундук как приданое для дочери.
Кубачинская невеста надевала платье из парчи, а также вышитые золотыми и серебряными нитями «казы» – их число могло доходить до 25, различные украшения – серебряные цепочки на чухте (головной убор, в виде ткани, сшитой в форме трубы, один конец надевался на голову, а второй свисал на спину, чухта (или чохто у даргинцев) – Е.М.), крупные золотые перстни, серебряные браслеты, подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Свадебные браслеты кубачинки надевались один раз в жизни и переходили от матери к дочери.
Свадебную одежду невесты-кумычки целиком обеспечивал жених. В числе обязательных подарков жениха на свадьбу невесте должны были быть шкурки на шубу.
Свадебная одежда шилась из ярких, красочных тканей, цвета тоже имели свое значение. Белый, красный и чёрный цвета господствовали в свадебных церемониях, из таких тканей шились одежды невест, жениха и их родственников. Белый цвет в нарядах, связанных с семейным бытом, в последующем стал символом радости и чистоты, красный – очищения, благополучия, плодородия – господствовал в одежде, а чёрный служил для умилостивления духов предков.
Как отмечает Г. Гаджиева, балхарская невеста, большую часть костюма которой украшают серебряными изделиями (оберегая невесту от сглаза) и сопровождающие ее женщины традиционно надевают национальные костюмы, в них исполняется танец невесты. Не забыты традиции и в старинном селе Кубачи. Все кубачинки замуж выходят непременно в национальной одежде, в такие же костюмы наряжаются и подружки невесты и ее родственницы. Так же, как и 100-200 лет назад, сегодня на гунибскую невесту накидывают 5 платков. Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху. Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок – в доме жениха. Четвёртый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Пятый платок снимает сам жених. За каждый снятый платок было принято давать выкуп.
По старым обычаям за месяц или за три недели до вступления новобрачной в дом мужа, жених и невеста ежедневно приглашаются своими родственниками, которые угощают их и почетную свиту. Всё это сопровождается песнями и танцами под зурну и бубен, шуточной перебранкой, импровизированными стихами.
Никах в исламе или никях (الزواج) – в переводе с арабского языка означает «бракосочетание» и сходен у мусульман по своему значению и действию с терминами “женитьба”, “замужество”, “свадьба” (на арабском: «завадж», «джаваз», «урс»). Значение термина никах в исламе трактуется как «брак, который заключается между мужчиной и женщиной».
Само название бракосочетания – «магар» (или «махар») – переводится с аварского как «заключение брачного торга».
День бракосочетания
В назначенный для бракосочетания день жених уходил из своего дома к товарищу или родственнику, который назначался на свадьбе исполнять обязанности дружка. Перед сумерками жених возвращался к себе в дом, куда приходил мулла в сопровождении отца невесты или другого родственника, выступающего в качестве представителя невесты. Жених встречал муллу и гостей, усаживал муллу на своё место, а будущего тестя и гостей на ковры и подушки.
После приветствий начиналась церемония заключения брака. Встав с места и подняв всех, благословясь, мулла брал правые руки жениха и представителя невесты и соединял их ладонями так, чтобы пальцы были вытянуты и не касались тыльной стороны кисти, причем большой палец жениха должен был находиться несколько выше пальца представителя невесты, в знак власти мужа над женой.
Никях
Соединив таким образом руки, мулла накладывал свой указательный палец на большие пальцы заключающих брачный союз, и, обращаясь к представителю невесты, произносил на арабском установленную Кораном формулу: «С помощью и с соизволения Аллаха и по пути, указанному пророком, за столько-то денег (называлась условленная сумма – ЕМ.) кебина, отдаешь ли ты свою дочь этому человеку»? (называлось имя жениха – Е.М.). По окончании этой формулы представитель невесты повторял эту формулу и отвечал: «отдаю». Потом мулла обращался к жениху с той же формулой и вопросом «берёшь ли?». Жених в свою очередь повторял формулу и отвечал: «беру». Эти слова троекратно повторялись муллой и заключающими брачный союз, а по окончании этого обряда мулла читал молитву, благословляющую новобрачных, и произносил: «фатиха» (свершилось).
Дагестанские блюда
Есть в Гунибском районе Дагестана два селения — Чох и Согратль. Одно высится на скалистой круче, другое — на неприступной горе. Одно славится мусульманскими алимами (учеными), другое — докторами наук. Но есть между ними и важные отличия. Начинка для ботища готовится из творога и картошки, а для беркал — из картошки и творога. Когда берешь кусочек горячего, только со сковородки, чуду, в ботищал сырные нити тянутся на целый метр, а в беркал — пока не поднесешь его ко рту. Между дружными селениями полыхает кулинарная война. Куда бы ни попал путешественник, в Чох или в Согратль, горцы непременно примутся переманивать его на свою сторону фирменными блюдами. Вот только, о ужас, гости не видят между ними ни какой разницы!Кюрзе Кюрзе видов: яичное, мясное, картофельное, сырное, зеленью, творожные, тыквенные. И все это подается с чесноком со сметаной и томатом. Подается в одной большой тарелке, можно и порциями, но с общей вкуснее. Урбеч Десерт из из растёртых поджаренных миндалевых или абрикосовых косточек, тыквенных семян, подсолнуха льна, приспособились делать и из неместных продуктов, например киви или ананас. Очень полезная штука лечит от многих недугов. Еще урбечь добавляют в кураговую кашу. Различные натуральные соки с мякотью, различные чаи с лечебными травами.
Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,,
Я молча люблю, потому что боюсь:,
Поблекнет стократ повторенное слово.
Р. Гамзатов
Экскурсии по Дагестану
Имеет 20 основных и множество малоизвестных туристических маршрутов по Дагестану. От маршрута по субтропическому лесу и пустыне до высокогорных ледяных шапок и лесов.
Маршруты с Дагестана по СК
Дагестан
.
Ингушетия
.
Чечня
.
Осетия
.
КБР
.
Карачаево-черкесия
.
грузия
.
Дагестан - это ...
Самая южная точка в России
Крайний южный изгиб границы между РФ и Азербайджаном находится в нескольких километрах к юго-западу от пика Базардюзю. К южной точке России ближе находится гора Рагдан (41°12' с.ш.)
Самый многонациональный регион
в России, а возможно и в мире. на площади 50,3 тыс/км2 проживают в общей сложности 117 национальностей. Из них 102 коренных этноса.
Самый южный город в России
Дербент. В 2003 году ЮНЕСКО признало Всемирным наследием человечества старую часть Дербента: Дербентская стена — двойная стена времён Сасанидов, перекрывающая Каспийские ворота. Нарын-Кала — древняя крепость
Самый длинный автомобильный в России
Гимри́нский тонне́ль — обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь 9 районов горного Дагестана с железной дорогой и центром республики. Длина — 4303 м. Пропускная способность — 4 тысячи автомобилей в час. Ширина проезжей части — 7 метров, высота — 5 метров, диаметр сечения — 9 м. Расположен на глубине до 900 м от поверхности.
Самый большой бархан в России
и Евразии - Бархан Сарыкум или Сары-Ку́м (Желтый песок) — крупнейший песчаный бархан в Европе, Это одна из крупнейших песчаных дюн в Евразии. Дюна находится на охраняемой территории, в составе Дагестанского заповедника, который был создан 9 января 1987 года.
Самый сложный язык в России
и один из сложных в мире - табасаранский язык – он примечателен своей падежной системой, насчитывающей около 48 падежей.
Самый спортивный регион в мире
Как у нас говорят - новорожденный в Дагестане уже имеет второй разряд по борьбе.
Самая сильная бабушка в мире
76-летняя жительница Дагестана Сакинат Ханапиева из села Султан-Янгиюрт рекордсменка книги Гиннеса. Она, несмотря на свой возраст, поднимает гири, гнет железо и пишет стихи.
Самые лучшие ковры в мире
Табасаранские. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет.
Классификация
Авторский тур – путешествие, составленное самостоятельно и проводимое непосредственно автором программы.
Автотур – путешествие, большинство времени в котором проходит в автомобиле.
Арт тур – путешествия, направленные на вдохновение, обучение в живописных местах с посещением музеев, выставок и просвещение в сфере искусства.
Винный тур – программа для желающих разобраться в сортах и видах вин, обязательно с посещением виноградников, ферм и виноделен.
Водный тур – программа с включенными водными активностями (кайяки, сплавы, сапборды и т.д.)
Восхождение – активное путешествие на горную вершину во главе с опытным турлидером, чаще всего требует специальную подготовку или альпинистскую категорию.
Гастрономический тур – путешествие для гурманов с целью открыть национальную и высокую кухню региона, обязательно с посещением локальных ресторанов или приготовлением блюд самостоятельно.
Горнолыжный тур – поездка на горнолыжный курорт с обеспечением дополнительной программы апре-ски, гида и проживание в месте катания.
Девичник – путешествие составленное специально для женщин.
Джип тур – off road путешествие на внедорожнике по одной или нескольким странам, направленное на преодоление себя.
Имидж тур – путешествие, направленное на уход за собой, спокойный отдых, чаще с посещением spa-курортов, горячих источников и проч.
Йога тур – организованная программа, включающая занятия йоги с профессиональным преподавателем. Совмещается с дополнительной экскурсионной программой.
Семейный тур – путешествие для людей с маленькими детьми, предполагающее возможность как отдельной, так и совместной программы взрослых и детей.
Образовательный тур – путешествие с целью получения новых знаний.
Обучающий тур – путешествие с целью обучения языкам или навыкам.
Серфинг тур – путешествие для занятия серфингом, включающее дополнительную экскурсионную программу и преподавателя по серфингу.
Сплав – активный водный поход на рафтах по рекам, чаще всего с элементами треккинга.
Треккинг тур – активное пешее путешествие по пересеченной местности, во главе с турлидером, не требующее специальной физической подготовки.
Фитнес тур – вид активного отдыха, совмещающий занятия спортом, отдых на берегу и экскурсионную программу.
Фототур – путешествие для фотографов разного уровня в одну или несколько стран, направленное на создание уникальных фотографий и развитие фотомастерства.
Шопинг тур – путешествие с целью осуществления покупок.
Экскурсионный тур – культурно-познавательное путешествие по местам с развитой инфраструктурой, направленное на изучение достопримечательностей.
Экспедиция – исследовательское путешествие с целью получения новых сведений или знаний. Часто сопровождается научной деятельностью.
Экстрим тур – активное путешествие, направленное на испытание себя благодаря испытанию трудностей, чаще всего спортивных.
Языковой тур – путешествие с целью обучения языкам.
Яхт тур – морское путешествие с посещением уникальных мест.
Первый уровень
Ночевки в палатках. Удобства на улице. Отсутствие душа. Проживание в палатках. Отсутствие горячей воды.
Второй уровень
Проживание в палатках/кемпингах. Сан.узел и душ находятся в оборудованном лагере Проживание в помещении. Отсутствует горячая вода и отопление.
Третий уровень
Проживание в гостиницах 1-2* или с горячей водой, отоплением, отсутствие специфического запаха. Или в съемных домах/квартирах стандартного формата. Комфортные кемпинги, серф-лагеря, базовые гостиницы без звезд на горнолыжных курортах, хостелы.
Четвертый уровень
Проживание в гостинице 3* или отдельных домах/квартирах с отоплением, отдельными блоками сан.узлов для каждой комнаты, с уникальным расположением.
Пятый уровень
Проживание в гостиницах 4* и 5*. Проживание в глэмпингах или уникальных гостиницах бутикового формата, с видом или экстра-обслуживанием.
Первый уровень
Спокойный отдых без перемещений, с активностями в рамках одной локации. Минимальное количество радиальных перемещений (ретриты, обучающие и образовательные туры в помещении, пляжный отдых)
Второй уровень
Активности в рамках одной локации. Минимальное количество перемещений. Перемещения в основном на личном транспорте в рамках одного региона. (йога-туры, фитнес туры, имидж туры, иногда экскурсионные туры)
Третий уровень
Изменение нескольких локаций в течение маршрута, пешие вылазки, в инфраструктурно-развитых локациях. Постоянное перемещение, без изменения видов транспорта. Подъезд к каждой локации (фототуры, большинство экскурсионных туров, гастрономические и винные туры, автотуры)
Четвертый уровень
Постоянное перемещение, изменение видов транспорта – периодические вылазки на природу. Долгосрочные пешие вылазки на природе (большинство трекинг-туров, экскурсионные туры на несколько регионов, джип туры и сплавы и т.д.)
Пятый уровень
Туры, связанные со спортом – серфинг, горнолыжные, экстрим, восхождения. Ярко выраженная активность на природе (активные треккинг-тур)
Как связаться
Россия,
Республика Дагестан,
Махачкала
+7 (909) 479-93-36
+7 (922) 788-86-00
obohtour@gmail.com