Туристический сайт

Найди свой лучший отпуск

obohtour.ru

Дагестан

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?

                                                Р. Гамзатов

Туристический Дагестан.

Дагестан в этом году вошел в десятку посещаемых мест по России. На сегодняшний день много далается для улучшения туризма в Дагестане. Районы Южного Дагестана в январе этого года в Табасаранском районе организовали встречу с представителями тур индустрии, туроператоров, гидов, гидов – переводчиков и отельеров, в Дагестане. На собрании присутствовал глава администрации район. Были подняты все проблемные вопросы. В сентябре прошлого аналогичная встреча была организована в Сулейман Стальском районе.

 Это уникальная республика, где на относительно маленькой территории в 50.3 тысячи кв. км. проживают 102 коренных этноса и более 80 не коренных. Самая крупная республика на Северном Кавказе, где в добрососедстве проживают все конфессии мира. Образована 20 января 1921 года как автономная республика в составе РСФСР. Столица республики — город Махачкала.

      Название «Дагестан» известно с XVII века и означает «горная страна» (от тюркского даг «гора», персидского стан «страна, земля»). В Дагестане протекает 6255 рек, наиболее крупными из которых являются Терек, Сулак, Самур, Рубас с притоками. Горы занимают площадь 25,5 тыс. км², а средняя высота всей территории Дагестана равна 960 м. Высшая точка — Базардюзю (4466 м).

      Дагестан подразделён на три почвенно-климатические зоны:

  • горная — выше 850 (1000) м (площадь — 2,12 млн га, или 39,9 % территории),
  • предгорная — от 150 (200) до 850 (1000) м (площадь — 0,84 млн га, или 16 % территории),
  • равнинная — от −28 до 150 (200) м (2,35 млн га, или 43,3 % территории).

Дагестан имеет самое многочисленное мусульманское население среди всех субъектов Российской Федерации. Около 96 процентов населения республики являются мусульманами (2,9 млн чел.). Городов 10 и 42 района.

Традиции Дагестана

Судьба… Слово, к которому мы частенько прибегаем в житейской философии…Списывая на неё свои ошибки, неудачи, потери… Пытаемся определить какие-то узловые точки нашей жизни, с которых начались перемены: долгожданные или совсем не желательные, счастливые или драматические…
Традиции… То, чем жив и силён народ… Что впитывается с молоком матери и поддерживается многовековым жизненным укладом общества, семьи… Что определяет нашу жизнь на годы и десятилетия вперед… Что позволяет видеть перед внутренним взором нравственные ориентиры, черпать в них духовную силу…
Одной из множества традиций, значимых в нашей жизни, является свадебная традиция. В Дагестане – самом многонациональном регионе России – свадебные традиции сложились много веков назад, под влиянием тяжелой и трудной жизни в горах, у моря, на равнине и в степях…

У нас не около четырёх десятков (по количеству народностей, проживающих в Стране гор), а много-много больше! Пожалуй, сколько аулов – столько и свадебных традиций, и их изучением с интересом занимались ученые-этнографы, начиная с XIX века. Материалы, использованные в данном очерке, были взяты из ряда источников, в числе которых – трехтомный сборник «Кавказские горцы», монография А.Г. Булатовой, а также из бесед со знакомыми.

Ритуалы сватовства

Ритуалы сватовства и свадьбы определялись адатами (традиционные нормы права в горах), шариатом (исламское право) и обычаями каждого аула. Согласно адатам, решение о замужестве принимает не сама женщина, а её родственники по мужской линии (отец, дядя) или (если девушка – сирота) кадий (судья), либо дибир (мулла) аула.

Весьма распространённым был обычай сговаривать детей вскоре после рождения; при этом отец мальчика давал в виде залога какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние уже считались с этого времени женихом и невестой. После сватовства жених и его родственники могли делать невесте подарки, которые после заключения брака или в случае отказа со стороны жениха, становились её собственностью. В случае отказа со стороны невесты подарки следовало возвращать в двойном размере!

Качество и ценность подарков

 шариатом, адатами не определялись, это зависело от состоятельности семьи жениха, но в числе подарков обязательно должно было быть кольцо. Обычно дарили и платки, отрезы материи.
Сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты согласны, то произносят «ин ша Аллах»  (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае – сразу отказывают.

Калым

представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа. У ахвахцев калым не выплачивался. Калым могли также требовать в деньгах или в виде домашнего скота. В селении Чох (тоже аварское селение, как и Ахвах), также не принято было платить калым, ни раньше, ни сейчас.

Кебин-хак

– это обеспечение, которое жених дает невесте на случай развода с ней или своей смерти. Кебин-хак обычно не отдавался невесте или её родственникам, а только вносился в брачное условие (брачный контракт) и взыскивался с мужа, когда он давал жене развод, или после его смерти. Величина этой выплаты зависела от состояния, связей невесты и её родственников, но при этом невеста должна была получить не меньше того, что получила её мать, выходя замуж за её отца.
Имам Шамиль, видевший в браке залог благосостояния горцев, всеми мерами старался облегчить заключение брака, поэтому старался уменьшить кебин. Так в селениях Гимра, Харакуни и других, где потеря мужчин, попавших в плен или убитых при набегах, была велика, величина кебина составляла от 25 копеек до 1 рубля.
Продажи дочерей в замужество в северном Дагестане не было. В южном Дагестане (в Самурском и Кюринском округах) и в части Табасарана родные невесты, при изъявлении согласия на брак, выговаривали от жениха условленную сумму в свою пользу. У кюринцев и табасаранцев даже существовала оценка для девиц, вдов и разведённых: вдовы и разведённые ценились вдове дешевле девиц. В Самурском и Кюринском округах бралась также особая сумма за торжественный привоз невесты («дорожные деньги»)

Большинство обрядов в церемонии вступления в брак были не только связаны с религиозными предписаниями адатов, но и имели магический смысл, должны были уберечь от сглаза, порчи, колдовства, от шайтанов; имели символическое значение, связанное с будущим потомством, достатком в доме молодых.

Особый смысл придавался свадебному костюму невесты.
Женский свадебный костюм – одно из ярких проявлений культуры народов Дагестана. Традиция нашивания различных серебряных элементов на одежду восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической силе металла. При этом золото считалось металлом с негативной энергетикой и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения, поэтому в свадебном наряде использовались преимущественно серебряные украшения. К примеру, свадебный наряд ругуджинской невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц». Они крепились на колечках к туникообразному платью «горде», по 2-3 спереди, а иногда и на спине. Ругуджинка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра.  Главная функция серебряных украшений – защитить, скрыть от сглаза злых духов. Эта традиция прослеживается в женском костюме и у других горских народов, в частности, у лакцев, даргинцев.
В селении Гергебиль невесты надевали свадебное головное украшение, которое называлось «таял», состоявшее из треугольной чуть изогнутой пластины и присоединенных к ней цепочек с мелкими подвесками из серебряных монет. Пластина была украшена растительным орнаментом с розеткой в центре. Надевалось украшение  только на свадьбу и, спустя определенный период (по сговору с семьей жениха – через 3 дня, 40 дней или до рождения первого ребенка), пряталось в сундук как приданое для дочери.
Кубачинская невеста надевала платье из парчи, а также вышитые золотыми и серебряными нитями «казы» – их число могло доходить до 25, различные украшения – серебряные  цепочки на чухте (головной убор, в виде ткани, сшитой в форме трубы, один конец надевался на голову, а второй свисал на спину, чухта (или чохто у даргинцев) – Е.М.), крупные золотые перстни, серебряные браслеты, подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Свадебные браслеты кубачинки надевались один раз в жизни и переходили от матери к дочери.

Свадебную одежду невесты-кумычки целиком обеспечивал жених. В числе обязательных подарков жениха на свадьбу невесте должны были быть шкурки на шубу.
Свадебная одежда шилась из ярких, красочных тканей, цвета тоже имели свое значение. Белый, красный и чёрный цвета господствовали в свадебных церемониях, из таких тканей шились одежды невест, жениха и их родственников. Белый цвет в нарядах, связанных с семейным бытом, в последующем стал символом радости и чистоты, красный – очищения, благополучия, плодородия – господствовал в одежде, а чёрный служил для умилостивления духов предков.
Как отмечает Г. Гаджиева, балхарская невеста, большую часть костюма которой украшают серебряными изделиями (оберегая невесту от сглаза) и сопровождающие ее женщины традиционно надевают национальные костюмы, в них исполняется танец невесты. Не забыты традиции и в старинном селе Кубачи. Все кубачинки замуж выходят непременно в национальной одежде, в такие же костюмы наряжаются и подружки невесты и ее родственницы. Так же, как и 100-200 лет назад, сегодня на гунибскую невесту накидывают 5 платков. Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху. Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок – в доме жениха. Четвёртый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Пятый платок снимает сам жених. За каждый снятый платок было принято давать выкуп.
По старым обычаям за месяц или за три недели до вступления новобрачной в дом мужа, жених и невеста ежедневно приглашаются своими родственниками, которые угощают их и почетную свиту. Всё это сопровождается песнями и танцами под зурну и бубен, шуточной перебранкой, импровизированными стихами.

Никах в исламе или никях (الزواج) – в переводе с арабского языка означает «бракосочетание» и сходен у мусульман по своему значению и действию с терминами “женитьба”, “замужество”, “свадьба” (на арабском: «завадж», «джаваз», «урс»). Значение термина никах в исламе трактуется как «брак, который заключается между мужчиной и женщиной».

Само название бракосочетания – «магар» (или «махар»)  – переводится с аварского как «заключение брачного торга».

День бракосочетания 

В назначенный для бракосочетания день жених уходил из своего дома к товарищу или родственнику, который назначался на свадьбе исполнять обязанности дружка. Перед сумерками жених возвращался к себе в дом, куда приходил мулла в сопровождении отца невесты или другого родственника, выступающего в качестве представителя невесты. Жених встречал муллу и гостей, усаживал муллу на своё место, а будущего тестя и гостей на ковры и подушки.

После приветствий начиналась церемония заключения брака. Встав с места и подняв всех, благословясь, мулла брал правые руки жениха и представителя невесты и соединял их ладонями так, чтобы пальцы были вытянуты и не касались тыльной стороны кисти, причем большой палец жениха должен был находиться несколько выше пальца представителя невесты, в знак власти мужа над женой.

Никях

Соединив таким образом руки, мулла накладывал свой указательный палец на большие пальцы заключающих брачный союз, и, обращаясь к представителю невесты, произносил на арабском установленную Кораном формулу: «С помощью и с соизволения Аллаха и по пути, указанному пророком, за столько-то денег (называлась условленная сумма – ЕМ.) кебина, отдаешь ли ты свою дочь этому человеку»? (называлось имя жениха – Е.М.).  По окончании этой формулы представитель невесты повторял эту формулу и отвечал: «отдаю». Потом мулла обращался к жениху с той же формулой и вопросом «берёшь ли?». Жених в свою очередь повторял формулу и отвечал: «беру». Эти слова троекратно повторялись муллой и заключающими брачный союз, а по окончании этого обряда мулла читал молитву, благословляющую новобрачных, и произносил: «фатиха» (свершилось). 

Ремесла Дагестана

Еще со времен средневековья (12-15в.в.) в Дагестане начали образовываться ремесла. Сначала это были локальные мастера, обеспечивающие необходимости быта, но со временем, видя, что подобные изделия и предметы быта пользуются спросом в других селах, переросло во все сельское ремесло. Тому примеры аул златокузнецов Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатль, аул бурочников Анди, Ботлих, Рахата, Ансалта, аулы гончарного искусства Кала, Испик, Джули, которые специализировались на  производстве глазурованной керамики, Балхар, где выделывалась посуда с ангобной роспись, инкрустации драгоценным металлом по дереву Унцукуль, камнерезы в каждом ауле, ковроткачество Южный Дагестан, вышивка и золотовышивка. Традиционными центрами золотного шитья считаются у аварцев Ругуджа, Хунзах, Чох, Согратль, Корода, Батлаич, у кумыков Эрпели, Аксай, Дженгутай, Казанище, Костек, у даргинцев Кубачи, Губден. У лакцев наиболее знаменит Казикумух, который был крупнейшим центром золотого шитья. Вышивкой золотом занимались женщины Южного Дагестана (Кайтаг, Ахты, Микрах, Кара-Кюре, Касумкент, Гиль, Хазри), а также татки, вязание – Хив, Курах, Хучни и тд.,  медно чеканного производства  Гоцатль и Ичичали,  Кумух, Кубачи,  где выделывались кувшины  оригинальных форм для носки воды и омовения, подносы, тазики и разнообразная  утварь  с чеканным  и гравированным орнаментом Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.

Дагестанские блюда

А теперь к вкусностям. Так как в Дагестане много национальностей, соответственно и много различных блюд. Сколько наций столько и блюд скажете Вы!? Однако, это не совсем так, точнее далеко нее так, в каждом районе есть свои индивидуальные блюда, а порой и в каждом селе. Хинкал Спрашивая у туристов ели ли они хинкал, уверенно кивают и поясняют что ели в Грузии. Отчасти они правы, это одно и тоже, только мясо отдельно от теста и бульёна и соединяются ингредиенты только в желудке. Семь видов хинкала: аварский, лакский, азербайджанский, дербентский, кумыкский, даргинский, чабанский. Все это сопровождается подачей бульона, чесночным соусом (сметана, томат), щедрыми кусками сушенного мяса и колбасы, сушенным сыром. Чуду Следующее блюдо чуду, ударение на второе “у”, хотя откусив кусочек  ударение быстро возвращается на первую, потому, как чУдо как вкусно. Бывают двух видов: толстые и тонкие. начнем с толстых: даргинское, табасаранское (цикав), лезгинское (афарар). Начинки мясо, картошка, курица, зелень. Тонкие чуду: с зеленью (7 видов), с мясом и картошкой, с мясом, с картошкой, с тыквой, творогом,  курицей, колбасой (сушенной), сыром ( ботищи, хIанчIадал, беркал. отовое чуду сверху посыпают толокном, которое затем размазывают большим куском тающего домашнего масла. Блестящие «блины» кладут один на другой в тарелку с высокими бортиками, так что они превращаются в один большой пирог.
 Есть в Гунибском районе Дагестана два селения — Чох и Согратль. Одно высится на скалистой круче, другое — на неприступной горе. Одно славится мусульманскими алимами (учеными), другое — докторами наук. Но есть между ними и важные отличия. Начинка для ботища готовится из творога и картошки, а для беркал — из картошки и творога. Когда берешь кусочек горячего, только со сковородки, чуду, в ботищал сырные нити тянутся на целый метр, а в беркал — пока не поднесешь его ко рту.  Между дружными селениями полыхает кулинарная война. Куда бы ни попал путешественник, в Чох или в Согратль, горцы непременно примутся переманивать его на свою сторону фирменными блюдами. Вот только, о ужас, гости не видят между ними ни какой разницы!
Кюрзе Кюрзе видов: яичное, мясное, картофельное, сырное, зеленью, творожные, тыквенные. И все это подается с чесноком со сметаной и томатом. Подается в одной большой тарелке, можно и порциями, но с общей вкуснее. Урбеч Десерт из из растёртых поджаренных миндалевых или абрикосовых косточек, тыквенных семян, подсолнуха льна, приспособились делать и из неместных продуктов, например киви или ананас. Очень полезная штука лечит от многих недугов. Еще урбечь добавляют в кураговую кашу. Различные натуральные соки с мякотью, различные чаи с лечебными травами.

Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,,
Я молча люблю, потому что боюсь:,
Поблекнет стократ повторенное слово.

Р. Гамзатов

Экскурсии по Дагестану

Имеет 20 основных и множество малоизвестных туристических маршрутов по Дагестану. От маршрута по субтропическому лесу и пустыне до высокогорных ледяных шапок и лесов. 

Карта Дагестана. Туризм по Дагестану

Маршруты с Дагестана по СК

Горы

Дагестан

.

Горы

Ингушетия

.

Горы

Чечня

.

Горы

Осетия

.

Горы

КБР

.

Горы

Карачаево-черкесия

.

Горы

грузия

.

Дагестан - это ...

  • Самая южная точка в России

    Крайний южный изгиб границы между РФ и Азербайджаном находится в нескольких километрах к юго-западу от пика Базардюзю. К южной точке России ближе находится гора Рагдан (41°12' с.ш.)

  • Самый многонациональный регион

    в России, а возможно и в мире. на площади 50,3 тыс/км2 проживают в общей сложности 117 национальностей. Из них 102 коренных этноса.

  • Самый южный город в России

    Дербент. В 2003 году ЮНЕСКО признало Всемирным наследием человечества старую часть Дербента: Дербентская стена — двойная стена времён Сасанидов, перекрывающая Каспийские ворота. Нарын-Кала — древняя крепость

  • Самый длинный автомобильный в России

    Гимри́нский тонне́ль — обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь 9 районов горного Дагестана с железной дорогой и центром республики. Длина — 4303 м. Пропускная способность — 4 тысячи автомобилей в час. Ширина проезжей части — 7 метров, высота — 5 метров, диаметр сечения — 9 м. Расположен на глубине до 900 м от поверхности.

  • Самый большой бархан в России

    и Евразии - Бархан Сарыкум или Сары-Ку́м (Желтый песок) — крупнейший песчаный бархан в Европе, Это одна из крупнейших песчаных дюн в Евразии. Дюна находится на охраняемой территории, в составе Дагестанского заповедника, который был создан 9 января 1987 года.

  • Самый сложный язык в России

    и один из сложных в мире - табасаранский язык – он примечателен своей падежной системой, насчитывающей около 48 падежей.

  • Самый спортивный регион в мире

    Как у нас говорят - новорожденный в Дагестане уже имеет второй разряд по борьбе.

  • Самая сильная бабушка в мире

    76-летняя жительница Дагестана Сакинат Ханапиева из села Султан-Янгиюрт рекордсменка книги Гиннеса. Она, несмотря на свой возраст, поднимает гири, гнет железо и пишет стихи.

  • Самые лучшие ковры в мире

    Табасаранские. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет.

Классификация

Авторский тур – путешествие, составленное самостоятельно и проводимое непосредственно автором программы.

Автотур – путешествие, большинство времени в котором проходит в автомобиле.

Арт тур – путешествия, направленные на вдохновение, обучение в живописных местах с посещением музеев, выставок и просвещение в сфере искусства.

Винный тур – программа для желающих разобраться в сортах и видах вин, обязательно с посещением виноградников, ферм и виноделен.

Водный тур – программа с включенными водными активностями (кайяки, сплавы, сапборды и т.д.)

Восхождение – активное путешествие на горную вершину во главе с опытным турлидером, чаще всего требует специальную подготовку или альпинистскую категорию.

Гастрономический тур – путешествие для гурманов с целью открыть национальную и высокую кухню региона, обязательно с посещением локальных ресторанов или приготовлением блюд самостоятельно.

Горнолыжный тур – поездка на горнолыжный курорт с обеспечением дополнительной программы апре-ски, гида и проживание в месте катания.

Девичник – путешествие составленное специально для женщин.

Джип тур – off road путешествие на внедорожнике по одной или нескольким странам, направленное на преодоление себя.

Имидж тур – путешествие, направленное на уход за собой, спокойный отдых, чаще с посещением spa-курортов, горячих источников и проч.

Йога тур – организованная программа, включающая занятия йоги с профессиональным преподавателем. Совмещается с дополнительной экскурсионной программой.

Семейный тур – путешествие для людей с маленькими детьми, предполагающее возможность как отдельной, так и совместной программы взрослых и детей.

Образовательный тур – путешествие с целью получения новых знаний.

Обучающий тур – путешествие с целью обучения языкам или навыкам.

Серфинг тур – путешествие для занятия серфингом, включающее дополнительную экскурсионную программу и преподавателя по серфингу.

Сплав – активный водный поход на рафтах по рекам, чаще всего с элементами треккинга.

Треккинг тур – активное пешее путешествие по пересеченной местности, во главе с турлидером, не требующее специальной физической подготовки.

Фитнес тур – вид активного отдыха, совмещающий занятия спортом, отдых на берегу и экскурсионную программу.

Фототур – путешествие для фотографов разного уровня в одну или несколько стран, направленное на создание уникальных фотографий и развитие фотомастерства.

Шопинг тур – путешествие с целью осуществления покупок.

Экскурсионный тур – культурно-познавательное путешествие по местам с развитой инфраструктурой, направленное на изучение достопримечательностей.

Экспедиция – исследовательское путешествие с целью получения новых сведений или знаний. Часто сопровождается научной деятельностью.

Экстрим тур – активное путешествие, направленное на испытание себя благодаря испытанию трудностей, чаще всего спортивных.

Языковой тур – путешествие с целью обучения языкам.

Яхт тур – морское путешествие с посещением уникальных мест.

Первый уровень
Ночевки в палатках. Удобства на улице. Отсутствие душа. Проживание в палатках. Отсутствие горячей воды.

Второй уровень
Проживание в палатках/кемпингах. Сан.узел и душ находятся в оборудованном лагере Проживание в помещении. Отсутствует горячая вода и отопление.

Третий уровень
Проживание в гостиницах 1-2* или с горячей водой, отоплением, отсутствие специфического запаха. Или в съемных домах/квартирах стандартного формата. Комфортные кемпинги, серф-лагеря, базовые гостиницы без звезд на горнолыжных курортах, хостелы.

Четвертый уровень
Проживание в гостинице 3* или отдельных домах/квартирах с отоплением, отдельными блоками сан.узлов для каждой комнаты, с уникальным расположением.

Пятый уровень
Проживание в гостиницах 4* и 5*. Проживание в глэмпингах или уникальных гостиницах бутикового формата, с видом или экстра-обслуживанием.

Первый уровень
Спокойный отдых без перемещений, с активностями в рамках одной локации. Минимальное количество радиальных перемещений (ретриты, обучающие и образовательные туры в помещении, пляжный отдых)

Второй уровень
Активности в рамках одной локации. Минимальное количество перемещений. Перемещения в основном на личном транспорте в рамках одного региона. (йога-туры, фитнес туры, имидж туры, иногда экскурсионные туры)

Третий уровень
Изменение нескольких локаций в течение маршрута, пешие вылазки, в инфраструктурно-развитых локациях. Постоянное перемещение, без изменения видов транспорта. Подъезд к каждой локации (фототуры, большинство экскурсионных туров, гастрономические и винные туры, автотуры)

Четвертый уровень
Постоянное перемещение, изменение видов транспорта – периодические вылазки на природу. Долгосрочные пешие вылазки на природе (большинство трекинг-туров, экскурсионные туры на несколько регионов, джип туры и сплавы и т.д.)

Пятый уровень
Туры, связанные со спортом – серфинг, горнолыжные, экстрим, восхождения. Ярко выраженная активность на природе (активные треккинг-тур)

Как связаться

Россия,
Республика Дагестан,
Махачкала

+7 (909) 479-93-36
+7 (922) 788-86-00

obohtour@gmail.com