Балхарская керамика

Лакцы – одна из народностей Дагестана, населяющая местечко Балхар в горной части Акушинского района. Этот небольшой аул, пожалуй, с давних времен является центром народного творчества, сосредоточением таких видов искусств, как ковроткачество и изготовление игрушек. Но особенно пользуется известностью, безусловно, балхарская керамика. Есть несколько мест, славящихся своими мастерами по лепке из глины. Аул Балхар – один из таких центров гончарного искусства. 

Если вам доведется побывать в Дагестане, без всякого сомнения, загляните в это горное село, чтобы собственными глазами увидеть затейливо расписанную посуду и удивительные самобытные фигурки.

Экскурсия Гамсутль-Салтинский водопад проходит через три района Дагестана – Карабудахкентский, Левашинский, Акушинский.

История Балхарской керамики

Появление искусства расписной Балхарской керамики исследователи относят к рубежу 13-14 вв. Ремесло, возникшее как средство удовлетворения нужд, с веками превратилось, в сущности, в высокое искусство.

В горах, чуть дальше от аула, имеются месторождения цветных глин – красной и белой. И при помощи этих двух красок балхарки расписывают свои изделия красивым двухцветным орнаментом.

Основные линии рисунка наносятся красной глиной. Затем белой глиной выполняется задуманный узор. Без всякого сомнения, интерес в России к балхарской керамике есть. Безусловно, люди понимают и знают, что продукция экологически чистая, а вдобавок вода, которую наливают в глиняный кувшин, долго остается холодной.

Однако рынок заставил мастеров керамики активизировать производство именно забавных игрушек: осликов, человеческих фигурок, и целых пантомим из этих игрушек. Например, ослик, запряженный в арбу, на которой сидит стайка веселых детишек. Ведь приезжая домой и поставив подобный сувенир, например, над компьютерным столом, глянув на него, приятные воспоминания согревают душу. Как, впрочем, приятен будет подобный сувенир и как подарок близкому человеку. Ну или, на худой конец, начальнику в кабинет.

Техника Балхарской керамики

По свидетельству исследователя в 1937 году материальной культуры Дагестана Е. М. Шаллинга, все женщины в Балхаре занимались изготовлением и росписью глиняной посуды. Ведь, как Вам известно, это делалось изначально, прежде всего для обихода. И только много времени спустя на продажу. Для балхарской керамики характерна архаическая жгутовая техника формовки на простейшем ручном гончарном кругу “жюлла” и отсутствие глазури. Между тем как, эта техника ни где более не применяется.

На одной из выставок мастерам со всей России, прибывших на выставку, было предложено выполнить работу прямо на выставке. По образцу была дана фотограыия кувшина, и все должны были изготовить такой же. Основными условиями было, чтоб:

Во-первых кувшин был определенного размера, во-вторых по весу легче, в-третьих гармонично смотрелся и в-четвертых Самое главное, чтоб внутри сосуд был максимально гладким, а стенки сосуда по толщине равны.

Вы, наверно, догадались. Выиграли мастерицы из Балхара. На своем “жулла”, их кувшин был по всем порамертам выиграл.

Женщины подготавливали посуду в летние месяцы, а обжигали ее зимой. А вот мужчины круглый год продавали изделия, разъезжая с ними по всему Дагестану. Безусловно, они же и привозили домой приобретенные в далеких краях нужные для хозяйства вещи, из которых балхарки питали новые замыслы.

На ранней стадии

Как известно, женские ремесла более консервативны, этим, видимо, и объясняется сохранение многих древнейших черт не только в организации производства, но в декоре и формах балхарской керамики. В ее орнаментике встречаются элементы, характерные для дагестанской керамики, начиная с 3 тыс. до н.э.: спирали и концентрические окружности, круг и ромб с перекрестием, символы плодородия, древо жизни и т.п. И хотя многие элементы утратили древнее смысловое значение, они по-прежнему широко распространены в росписи балхарской керамики.

Более подробно о ремеслах Дагестана, а так же о национальной кухне и традициях описано на этом сайте на главной странице. А так же можете более подробно прочитать об исламских религиозных обрядах на этом сайте ПЕРВАЯ ИСЛАМСКАЯ ОНЛАЙН-АКАДЕМИЯ.

Однако существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Хотя бы прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. Да еще на человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. Несомненно, этот штраф – одна из пережиточных форм ритуального жертвоприношения. Когда-то в Балхаре открыто поклонялись духу-покровителю своего ремесла. возможно, существовали особые обряды и жертвоприношения, с приходом ислама трансформировавшиеся в действия бытового характера.

Процесс изготовления керамики

Подготовка глины, то есть очистка ее от воздуха и примесей, пожалуй, самый трудоемкий процесс. На самом деле от ее тщательности зависит качество будущей посуды. После очистки глину заливают водой и оставляют на несколько дней в защищенном от света и тепла месте, чтобы она дошла до нужной консистенции. Балхарский ручной гончарный круг называется “жюлла”. Причем лепка сосудов происходит путем наращивания глиняных жгутов. Затем сосуды лощат с помощью кусочка сердолика. Наносят белым ангобом декор и ставят в тенистое место для просушки. Затем наступает самый ответственный момент – обжиг керамических изделий.

Как отголоски древних ритуалов, сохранился в Балхаре обычай украшать “чару” (печь для обжига) коровьим или бараньим черепом с рогами для того, чтобы процесс обжига прошел благополучно. Во время обжига, длящегося трое суток, устраивалось ритуальное пиршество с обжиганием бараньих голов в свеже выгребённой золе. Безусловно, процессом обжига связаны и многие суеверия. В частности, считалось, что “чара” никогда не должна пустовать. Поэтому после обжига в печи обязательно оставляли несколько бракованных изделий.

Обжиг производится кизяком – это прекрасное органическое топливо, дающим при сгорании окислительно-восстановительные реакции, благодаря чему и придается изделиям балхарской керамики буквально неповторимый живописный эффект от нежно-розового до темно-серого. Обычно имеется одна печь на целый квартал, обжиг производится по мере накопления необходимого количества сосудов. И самое интересное, на каждый сосуд мастерица ставит свой автограф (ресничку, один или два штриха, условное изображение руки, лапки и т.п.), чтобы отличить свою посуду от чужой, имеющей аналогичную форму. И вот еще, тот автограф передается от матери к дочери, затем к внучке и т.д. 

Кстати, до середины XX века существовало более 30 традиционных форм балхарской керамики. К сожалению, многие их них ныне утрачены.

Фото: Балхарская керамика

Село Балхар
Балхарская керамика
Балхарская керамика
Балхарская керамика
Балхарская керамика
Previous
Next

Маршрут: Балхарская керамика

Балхарская керамика

Карта: Маршрут Балхарская керамика

Для удобства разместили карту маршрута.

Время в пути – 10 часов.

Минимальный километраж – 275 км.

Локации по маршруту село Балхар. Балхарская керамика

Ниже перечислены населенные пункты, памятники культуры и исторические объекты, через которые проходит маршрут Балхар. Балхарская керамика .

  • Махачкала

    Город был основан в 1844 году как Петровское укрепление. Название было связано с тем, что во время Персидского похода в 1722 году на этом месте находился лагерь армии Петра I

  • Манас

    В 1906г была построена станция Манас, со временем вокруг, станции образовался населенный пункт, в котором в основном жили рабочие, которые обслуживали железнодорожные пути.

  • Карабудахкент

    Известность свою получило оно благодаря садами, которые щедро одаривали своими фруктами до самой осени. Еще в 19в оценили вкус плодов и отправляли их в Петербург для самого императора Александра II.

  • Гурбуки

    Летом, 1929 года на целинных пустотах, в семи километрах от Губдена, в местности «ГЪур», под руководством Ибрагима Карабудагова была основана артель.

  • Губден

    Говорят, и сегодня в сундуке у каждой губденской модницы хранятся антикварные платки – передаются по наследству от матери к дочери.

  • Леваши

    Город скалистых голубей – так поэтично переводится название села Леваши. славится мощным агропромышленным комплексом и считается одним из основных поставщиков капусты на территории РФ.

  • Муги

    Село было разорено во время похода Тимура в Дагестан в 1395 году. Во время земляных работ на территории сражения находят останки умерших в этой битве мугинцев.

  • Усиша

    Усишинская вышивка. Основными мотивами в национальной вышивке служат геометрические фигуры. Но внимательно разглядывая орнамент, удается увидеть в абстрактных символах фигурки людей и животных.

  • Айникабмахи

    У хутора Айникаб Акушинского района находится раннепалеолитическая стоянка Айникаб-1. Результаты мезо-микроморфологического исследования, датирует около 1,7 млн л. н., но не позднее 1,24 млн лет назад[9].

  • Гапшима

    (ХIябшима) в переводе с даргинского означает «из трех селений». Очевидно, аул заложили выходцы из трех населенных пунктов, покинутых по неизвестным нам причинам.

  • Шукты

    Возникновение аула Шукты предположительно относят к периоду средневековья. На территории современного аула никаких следов более раннего проживания человека не обнаружено.

  • Балхар

    Балхарцы и сегодня выдерживают марку народного промысла на 4-м международном фестивале гончаров в подмосковном народном центре гончарного промысла Скопине мастера из аула заняли первые места.

Памятка:

  • Комфортабельный автобус
  • Сертифицированный гид-сопровождающий
  • Национальный обед
  • Вход в заповедную зону
  • Билет в музей
  • Билет (авиа, авто, ж/д)
  • Страховка
  • Приобретение сувениров
  • Личные покупки
  • Все то что приобретается дополнительно помимо того что входит в пункт "Что входит в покупку".

Свободную не стесняющую одежду

дресс-код
дресс-код
  • Удобную обувь
  • Летом крем от загара
  • Хорошее настроение

Правила поведения:

не вставать и не ходить по автобусу во время движения,

не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода,

при посадке занимать только свое место,

не курить не пить в автобусе,

не отвлекать водителя во время его работы вопросами.

Одежда в соответствии с погодой, маршрута (просторная не облегающая и не прозрачная, удобная обувь)

При выходе из автобуса держимся вместе.

Запрещено подходить близко к обрывам

Дорогу переходите внимательнее.

При соблюдении этих несложных правил наша экскурсия получится интересной и занимательной. На остановках, после рассказа, вы сможете самостоятельно походить, осмотреть и сделать памятные снимки.

Оцените страницу:

Добавить комментарий